Поскольку первостепенное значение приобрели рыночные ценности, люди также стали цениться наподобие товара, который можно покупать и продавать. Достоинство человека стало товарной ценой, неважно, что выставлено на продажу — его умения или его "личность". Коммерческая оценка (или, точнее, обесценивание) человека и вытекающие отсюда последствия великолепно и с глубоким пониманием выразил У. Х. Оден в своей поэме "Эпоха тревоги". Когда молодой герой поэмы размышляет о том, как найти себе хорошую профессию, другой персонаж говорит:
… Ты тоже вскоре
Угомонишься и поймёшь,
Что ты — товар для рынка, ширпотреб
С подвижною ценой или торговец,
Послушный покупателю…
Рыночная стоимость начинает управлять самооценкой человека, так что вера в себя или "ощущение себя" (чувство идентичности своего Я) во многом отражают мнение других, и в данном случае "другие" олицетворяют собой рынок. Таким образом, экономические процессы последних веков привели не только к отчуждению человека от окружающих, но и к "самоотчуждению" — к отчуждению от самого себя. Чувство одиночества и тревоги возникает не только из-за того, что человек вынужден вступить в соревнование с ближними, но и потому, что он испытывает внутренний конфликт, касающийся ценности своей личности. Фромм прекрасно говорит об этом: «Поскольку современный человек ощущает себя одновременно и продавцом, и выставленным на продажу товаром, его самоуважение зависит от факторов, которые находятся вне его контроля. Если он "преуспевает", значит он ценен; если нет — значит его ценность мала. Без сомнения, это ставит под угрозу чувство защищённости. Если человек ощущает, что его ценность определяется прежде всего не человеческими качествами, а успехом в соревновании на рынке, где всё подвержено постоянным переменам, в этом случае его уважение к себе нестабильно, и ему приходится постоянно требовать подтверждения своей ценности от других людей».
В такой ситуации человек неустанно стремится к "успеху", поскольку это основной способ повышения самооценки и снижения тревоги. И любая неудача в соревновании угрожает разрушить ложную систему самоуважения — ложную, но единственную, которой располагает современный человек. Разумеется, это вызывает сильное чувство беспомощности и неполноценности.
По мнению Фромма, на стадии развития монополистического капитализма процесс обесценивания личности стал ещё более явным. Не только рабочие, но и мелкие предприниматели, чиновники и даже потребители всё более обезличиваются. Каждый человек становится винтиком в технической машине, которая слишком сложна, чтобы её можно было хотя бы понять, не говоря уже о том, чтобы ею управлять. Теоретически существует свобода выбирать ту или иную работу или покупать тот или иной товар, но это негативная свобода, свобода выбора машины, в которой человек всё равно становится винтиком. "Рынок" продолжает действовать, приводимый в движение безличными силами, которые находятся вне контроля обычного человека.
Ролло Мэй